Россия в моде: славянский стиль как тенденция
На написание этого поста меня подтолкнула та самая кутюрная коллекция Valentino(spring2015 Couture), столь обсуждаемая в модных кругах последние пару недель. А окончательно вдохновили мои собственные поиски в этом направлении, но о них я буду рассказывать чуть позже. Здесь же хотелось бы порассуждать о самой тенденции к использованию славянских мотивов в мировой моде и показать их основные особенности.
Но сначала внесем ясность в понятия. Говоря, «славянский стиль», я подразумеваю древнюю Русь (все славянские народы) с ее корнями. А говоря о «русском стиле», особенно в представлении европейских дизайнеров, речь, в основном, идет о стилизациях некоторых узнаваемых народных элементов (типа хохломы, вышивки, кокошников… ну, вы поняли).
Конечно, как и любая тенденция (особенно этническая), «славянская» связана с историко-политическими событиями. И нетрудно догадаться, почему в последние годы европейские дизайнеры вновь вернулись к славянским мотивам в своих коллекциях.
Тем не менее, «русская экспансия» в мировой моде началась еще в начале 20-го века. Ее родоначальником считается французский дизайнер одежды Поль Пуаре. Сразу после первого «Русского сезона» Дягилева в Париже, очарованный великолепием спектаклей, он создает коллекцию в которой звучат мотивы русской народной одежды (1910-1914г.)
После революции 1917 года с притоком эмигрантов из России в Европе начинается повальное увлечение стилем «a la Russ». Открываются чайные и рестораны с цыганами и самоварами, входят в моду платки, косоворотки, пальто «в русском стиле» с отороченными мехом манжетами и подолом и многое другое. Русские коллекции появляются у многих модных домов, включая Chanel и Lanvin. Тем более, что стиль 20-х годов служит идеальной основой для элементов русского народного костюма (ритмические орнаменты прекрасно ложатся прямой силуэт и чистые линии).
Между тем, и в СССР были художники, пытавшиеся возродить «русский стиль» и использовать его в своем творчестве. Но в то время, как Европа упивалась любовью ко всему русскому, на родине таким дизайнерам, как Надежда Ламанова не удавалось добиться признания.
Возобновлению интереса к России послужила «русская» коллекция Yves Saint Laurent 1976 года под названием «Opera-Ballets russes» .
А ровно через 10 лет Jean-Paul Gaultier создает коллекцию, вдохновленную советским конструктивизмом и эскизами одежды Варвары Степановой и Любови Поповой.
С тех пор элементы русского костюма периодически появляются в коллекциях дизайнеров по всему миру.
Конечно, все элементы, используемые в дизайнерских коллекциях, в основном, поверхностные стилизации. Что-то из разряда анекдотичных представлений о России: ushanka-hat, медведи на Красной площади, водка, балалайка. Тем не менее, многие из этих коллекций получаются сказочно-красивыми. Так что давайте на примерах некоторых подиумных коллекций посмотрим, как дизайнеры представляют себе русский стиль.
Русские любят вышивку.
Вышивка на Руси имела не только декоративный характер. Она являлась оберегом, и каждая ее деталь имела свое назначение и символический смысл
Русские любят «дорого-богато».
Об этой особенности русского стиля и сейчас ходят легенды. Русская женщина, дорвавшись до прекрасного, часто не знает меры и готова надеть все лучшее сразу. Да в этом и нет ничего удивительного. На то она и «красна девица», чтобы с ног до головы быть прекрасной!
Народные промыслы в моде.
Гжель, Хохлома, Жостовская роспись, Палех. Каждый из них имеет свои особенности- цвета, характерный мазок кисти и тематику изображений. Все они по-своему уникальны, самобытны и принадлежат определенным районам.
Русское кружево.
На Руси первые плетеные кружева появились в 13 в. В Европе только в 16 в. Позже, вместе с модой на европейское платье при Петре I, в Россию начали приходить заморские кружева. Но русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.
Венера в мехах.
Мех в нашей стране ценился всегда. На Руси его называли «мягким золотом»: мех диких зверей был главной, а иногда и единственной валютой для внешней торговли. И носили меха как женщины, так и мужчины. Для иностранцев меховая шуба такая же визитная карточка России, как шапка-ушанка.
Русские любят розочки.
Вспомнить хотя бы избитые, но не забытые павлопасадские платки. Да и вообще, как в любой этнической одежде, на Руси активно использовались флористические мотивы. А с развитием ткацкой промышленности они стали использоваться повсеместно и покрывать полотна ткани целиком.
Буйство красок, многослойность и ленты.
Цвет, как любое изображение или вышивка на древнерусской одежде, имел символическое значение. Особым обилием цвета и деталей отличались именно праздничные наряды. А модная нынче многослойность была известна и нашим далеким предкам. Женский костюм на Руси состоял из нескольких слоев (рубаха, нижняя юбка- «понева», сарафан, верхняя одежда), создающих объем. Никакой речи о вытачках и посадке по фигуре там не было. Максимум, сарафан мог быть подпоясан.
Ленты на одежде и головных уборах-элемент праздничный, причем такой головной убор могли носить только незамужние девушки. Характерны такие элементы больше для Украинских народных костюмов.
Таким образом, становится очевидно, что русское наследие используют, в основном, европейские бренды. К сожалению, у нас мало дизайнеров, кто пользуется этим богатством. Хотя тема невероятно широка и интересна.
Нельзя, конечно, обойти здесь вниманием творчество нашего Вячеслава Михайловича Зайцева, любителя русской стилистики. Но, позвольте мне здесь не приводить его работы, они несколько противоречат моим эстетическим пристрастиям. Марка Дарьи Разумихиной была полностью построена на использовании русских фольклорныхмотивов. Здесь же всплывает и Денис Симачев, благодаря которому, на хохлому смотреть больно. Ну и не забываем про Ульяну Сергеенкои A La Russe, конечно.
Тем не менее- это единицы и то, использующие довольно поверхностные символы русского костюма.
Будем надеяться, что впереди нас ждет большее внимание к историческим истокам русского костюма со стороны художников и дизайнеров, а главное более тонкие и изящные их интерпретации!