Ципао. Национальное китайское платье
Ципао – северокитайское название изящного платья-халата, обычно из шелка, с длинным подолом, стоячим «китайским» воротничком, запахнутой полой и глубоким разрезом сбоку.
Буквально, это слово значит «халат знаменных». В эпоху правления в Китае маньчжурской династии Цин (1644-1911) к «знаменным» относилась служилая знать, состоявшая в «знаменных войсках» и имевшая за это особые привилегии, подобно дворянам в России.
Ципао – народное платье маньчжурок, изначально отличавшееся свободным покроем и длинными рукавами. После многих веков мутаций из-за общественных перемен, стоячий воротник, запахнутая пола и глубокий боковой разрез остаются, пожалуй, единственными неизменными элементами этого наряда.
Хотя империя Цин уступила в 1911г. место Китайской Республике, Ципао пережило революционные бури, так и оставшись любимым нарядом китаянок.
Пока мужчины крушили тысячелетнюю монархию, в Китае возникла новая каста богатых «европеизированных» китаянок, свершивших революцию в китайской моде.
Устав от старомодных роб широкого покроя, шанхайские красавицы 20-х гг. 20 в. породили новый стиль, который, в пику всем конфуцианским запретам, не скрывал, а подчеркивал красоту их тел. Длинные рукава были внезапно отрезаны, а материя стала тонкой и тесно облегающей силуэт. Нежно обняв фигуру, новое Ципао смело подчеркнуло каждый изгиб женской талии, груди и бедер.
Оно выставило тело китаянок в столь невиданном свете, что пораженные этим откровением консерваторы тут же заклеймили Ципао как немыслимо вульгарное, варварское и даже «слишком западное» платье.
Но, вопреки всем ханжеским выпадам, Ципао без малейшего труда завоевало статус неофициальной национальной одежды и дополнилось такими некитайскими аксессуарами, как туфли на шпильках, шелковые чулки, маленькие сумочки и меха. Внимание Запада Ципао привлекло в 40 гг. 20 в.
Немалая заслуга в этом принадлежит жене Чан Кай-ши, «мадам генералиссимус» Сун Мэй-лин, щеголявшей в Ципао перед Конгрессом США и в обществе таких джентльменов, как Рузвельт и Черчилль.
Победа во 2 мировой войне, вернула Китай (одну из союзных держав) на арену мировой жизни и политики, как просыпающегося гиганта с пригодной для экспорта уникальной культурой. Новым толчком для роста популярности Ципао в 60-е годы стало, как ни странно, движение хиппи, отринувших материальные ценности мира потребления и обратившихся к буддизму или другим видам восточной религии и философии.
В условиях повальной «китаемании», Ципао, с его простым силуэтом и аурой «таинственного Востока», стало предметом «высокой моды» не только у хиппи, но и среди «сливок» западного общества.
По иронии судьбы, как раз в те годы Китай переживал «великую пролетарскую культурную революцию». Бесполый стиль широких штанов и полувоенных френчей стал униформой для всех мужчин и женщин. Ципао было осуждено коммунистами, на сей раз, как слишком традиционный наряд реакционного, феодально-буржуазного Китая. На Тайване и в Гонконге Ципао тоже пылилось в гардеробах китаянок, которые отдавали все больше симпатий западной одежде, записав Ципао в атрибуты «старых дам».
Но сегодня китайский мир переживает культурный ренессанс, а китайские фильмы покоряют планету, побивая мировые рекорды по сбору призов и кассовых сборов. Вместе с этими переменами пришло время и для очередного триумфального возвращения Ципао. Внезапно, это платье стало снова стильным и модным в глазах китайцев, да и не только китайцев. Некогда повседневная одежда маньчжурских женщин превратилось в символ и гордость китайской нации.
Пройдя через горнило социальных перемен, народное Ципао само превратилось в уникальный символ – сплав времени, моды и политики.